В первое весеннее воскресенье в библиотеке открылась выставка с весьма, казалось бы, громким названием… Хотя повод тоже громкий – в Красноярске с этой самой выставки началась череда мероприятий, посвященных человеку, начавшему свой блистательный творческий путь именно здесь в театральной студии театра им. А. С. Пушкина. Человеку, к творчеству которого идеально применимы глубокие пушкинские строки о сакральном смысле искусства: «Над вымыслом слезами обольюсь»… 28 марта 1925 года в деревне Татьяновка Томской области родился Иннокентий Михайлович Смоктуновский.
Как-то в беседе с Олегом Ефремовым Иннокентий Смоктуновский, будучи уже на передовой актерского искусства, сказал: «Ты, Олег, – лучший артист России!». Ефремов спросил: «А как же ты, Кеша?». Без ложной скромности Кеша ответил: «А я – космический артист!». И время всё отчетливее показывает, что Иннокентий Михайлович оказался прав на все сто процентов.
Вот эта его «крылатая» фраза и стала основным лейтмотивом одноименной выставки. Греческий kosmos – это порядок, мир, Вселенная. Все, кто говорил слова о великом Мастере на открытии, сходились в одном – диапазон образов, которые он создал, необычайно широк и масштабен во вселенском смысле. А работа над каждой ролью – это всегда глубокая рефлексия и поиск смысла через познание самого себя, внутренняя упорядоченность, будь то непревзойденный князь Мышкин Достоевского, Гамлет Шекспира, Моцарт и чуть позже его полная противоположность – Сальери или наивный и светлый Деточкин из «Берегись автомобиля». Вот так вот … сложно о простом.
«Меня иногда упрекают в том, что для моего Гамлета не существует «быть или не быть?», что для него существует только первое – быть. Но я не могу воспринимать монолог «Быть или не быть?» как кульминацию сомнений и колебаний уже потому, что не воспринимаю Гамлета человеком колеблющимся и сомневающимся. Колебания – признак слабости, бездейственности. А Гамлет – сильный, решительный человек. Шекспир наделил его огромной душевной волей и умственной энергией. Монолог Гамлета – это скорее трезвое осознание ужаса жизни в «вывихнутом веке», раздумье о возможности «не быть». Но это возможность легкая – она для слабых, а не для него… По-моему, катастрофа уже в том, и именно в том, что Гамлет – молодой, здоровый умный, совершенно конкретный в своих поступках человек – вынужден обстоятельствами жизни ставить такой вопрос. Это трагедия знания, а не сомнения».
Именно умственная энергия самого Смоктуновского заставляла его заглядывать в самые глубины образа, репетировать ночами практически до полного эмоционального истощения, но при этом, входя в каждую новую роль, изыскивать очередной источник вдохновения. И, главное, всегда его в себе находить: «Нужны в роли огромные человеческие, жизненные затраты, жить им [образом] – только тогда он может быть побежден». Вот тут, пожалуй, и кроется ключ практически к каждому зрительскому сердцу, ибо «такт ко зрителю» – одно из основных требований Смоктуновского к своей работе. И еще в той «деточкинской» чистоте, когда на прямой вопрос известного телеведущего: «Как Вы относитесь к своей гениальности?», Смоктуновский предельно искренне отвечает: «Почему же мне тогда всегда так трудно».
Организация выставочного пространства подчинена еще одной мысли Иннокентия Смоктуновского. Вспоминая свои первые роли он говорил, что часто, играя «упирался в стену» того или иного персонажа и не понимал, куда двигаться дальше. Только позже стало очевидным, что «в стене есть дверь, а за дверью еще одна» и так далее – возможности бесконечны, главное, знать меру. Так, каждая витрина на выставке – это дверь к пониманию мира великого Смоктуновского: будь то Гамлет, Мышкин, начало актерского пути в Красноярске, Норильске, работа во МХАТе, роли в кино…
Всего в экспозиции представлено более 200 изданий из фондов библиотеки: книги и периодические издания, аудио- и видеоматериалы. Углубленно познакомиться с жизненной и творческой биографией Иннокентия Михайловича можно с помощью оцифрованных статей, представленных на интерактивном экране.