18-19 декабря в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края прошла II-я региональная конференция «Педагогика интеграции: вопросы сопровождения и поддержки». Инициаторами конференции стали кафедры педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, поддержали инициативу и приняли участие их коллеги из Сибирского федерального университета, Красноярской государственной медицинской академии, Министерство Культуры Правительства Красноярского края, органы образования и социальной защиты. Ведущие ученые города обсуждали вопросы адаптации в современном обществе взрослых и детей, попавших в тяжелые жизненные обстоятельства и проблемы их социально-экономического и правового сопровождения. На конференции заявленная тема получила как теоретическое, так и практическое развитие, были организованы мастер - классы, круглые столы по самым актуальным и острым темам. По инициативе домов интернатов, где живут и учатся дети сироты с патологией в развитии, организован концерт.
Для участников конференции отделом социально-экономической литературы подготовлена выставка «Педагогика интеграции», где представлены книги и периодические издания из фондов краевой библиотеки и предложена ее видеопрезентация. В шести разделах экспозиции были собраны издания о понятии интеграции в педагогическом процессе и его современном осмыслении, публикации об инклюзивном образовании, книги и статьи об отношении общества к людям с ограниченными возможностями, о правовой поддержке социально неблагополучных слоёв населения.
1. Название первого раздела выставки «Понятие интеграции в педагогическом процессе». Здесь была собрана научная литература и монографии о понятии интеграции. С момента первого упоминания до сегодняшнего дня понятие динамично развивалось, принимая различные формы и содержание. В целом в педагогике под интеграцией понимается высшая форма выражения единства целей, принципов и содержания организации процесса обучения и воспитания, результатом функционирования которых является формирование у обучаемых качественно новой целостной системы знаний и умений.
Участники конференции познакомились с изданиями, в которых сделаны первые попытки обосновать необходимость интеграции в педагогическом процессе. Среди них издания К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского, И.Ф. Гербард и других ученых-педагогов 19-20 вв.
В начале XX в. в отечественной педагогике этим вопросом занимались такие ученые как В.Я.Стоюнин, Н.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, Б.Г.Ананьев и др.
К концу XX в. усилиями учёных была создана стройная система взглядов и представлений, раскрывающих понятие интеграции в педагогическом процессе (В.С.Безруковой, Г.М.Доброва, В.Н.Максимовой, О.М.Сичивицы, И.П.Яковлева и др.)
Вопрос интеграции научного знания получил наиболее полное раскрытие в работах Б.М.Кедрова, М.Г.Чепикова, Г.М.Доброва и др. На сегодняшний день сложилась определенная система взглядов и подходов в определении понятия интеграции, которая изложена в книгах выше названных авторов, представленных на выставке.
2. Стратегия модернизации образования в России по существу ставит вопрос о достижении нового качества общего образования. Раздел экспозиции «Интегрированное обучение в России: проблемы, задачи, перспективы» включил в себя литературу, которая детально отразила теоретические основания, механизмы реализации и практический опыт применения интегральных технологий, созданных для эффективного обучения. Стоит особо отметить материалы практических и научно-практических конференций в том числе и красноярских вузов. В этой группе источников подробно рассматриваются четыре уровня интеграционных процессов в педагогической практике.
3. Актуальной проблеме не только для российского образования, но и для специалистов-педагогов других стран, посвящены издания раздела «Инклюзивное образование». Эта проблема – обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. С материалами, посвященными теории вопроса, а так же практическими наработками специалистов в этом направлении знакомит посетителей эта часть экспозиции.
4. Раздел выставки «Качество жизни» детей и взрослых в сложных жизненных ситуациях» включает комплекс литературы
по социальной защите людей. Этому вопросу ранее не уделялось достаточного внимания. Сегодня происходит поворот общественного сознания к людям, чьё развитие или жизненные ситуации не входит в «рамки». Решением этих задач сегодня занимаются социальные службы, призвание которых - помочь в преодолении этих проблем и создать определённое комфортное «качество жизни».
В экспозиции также собрана литература, раскрывающая социально-психологические и педагогические аспекты таких негативных явлений в жизни общества, как агрессивность, беспризорность, сиротство, вопросы социальной незащищенности и пути их преодоления. А так же книги по коррекционной и пенитенциарной педагогике, по вопросам реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
5. В разделе выставки «Общество и инклюзивная практика» представлена литература об отношении современного общества к детям и взрослым, которые оказались в сложных жизненных условиях, а также к людям с ограниченными возможностями. В экспозицию включены книги по правовой, экономической, социально-культурной поддержке этих слоёв населения. Публикации о роли СМИ в решении социальных проблем общества, о значимости толерантного отношения окружающих людей по отношению к ним. Издания о практике подготовки специалистов по специальной педагогике и социальных работников.
6. В разделе выставки «Зарубежный опыт» представлена литература, которая отражает практическую реализацию интеграции в обучении. Она впервые получила становление в Великобритании в начале 20 в. Позднее этот опыт работы был использован в США, во многих колледжах и университетах Европы. Интересны публикации о современной зарубежной практике инклюзивного образования.
Внимание участников конференции привлекла экспозиция периодических изданий, в которых регулярно публикуются статьи по обсуждаемым на конференции проблемам.
В заключение конференции краевой библиотеке были преподнесены книги профессора КГПУ им. Астафьева Т.В. Фуряевой.