На открытие выставки «Искусство, слезы и любовь!», посвящённой 100-летию со дня рождения народного художника России Тойво Ряннеля, пришли читатели библиотеки, журналисты, искусствоведы, родственники и знакомые художника.
Екатерина Ряннель, внучка художника, рассказала о самой главной черте характера своего деда: «Он был из породы людей, который никогда не сдаются. Переживал любые беды, никогда не позволяя себе уныния».
Искусствовед Елена Коперсак, которая в Красноярском художественном музее имени Сурикова соприкасается с подлинниками самых главных, эпических полотен Ряннеля, поделилась своим восприятием живописи Ряннеля. Рассказала о бесконечной любви Ряннеля к Сибири, о том, что под впечатлением его полотен зритель поднимает голову, чтобы восхититься красотой жизни, увидеть великое в мгновенном.
Продолжив тему, журналист Валентина Майстренко провела параллель между двумя знаменитыми мастерами: Т. Ряннелем и В. Астафьевым, на фоне картины «Листья падают», напомнив об астафьевской новелле «Падение листа». Рассказала о том, каким сильным прозаиком и публицистом был Тойво Васильевич.
Эпиграфом и ключом для прочтения выставки стали слова самого художника и поэта: «Сибирь вошла в моё творчество как чувство Родины — многогранное ощущение радости и боли». Выставка отразила основные этапы жизни и творчества Тойво Ряннеля. Это и история семьи, высланной из Ленинградской области на вечное поселение в золотопромышленный Удерейский (ныне Мотыгинский) район. И истоки творчества «финского сибиряка» — «черный ангел» и «белый свет» художника. Центральный блок выставки посвящён истории создания его главных лиро-эпических полотен, из которых величайшие – «Горные кедры», которые он писал 10 лет, «Рождение Енисея», вдохновленное путешествием на Верхнеенисейский водопад, «Угрюм-река», «Тропа великанов», «Сердце Саяна». За каждой из картин — тысячи этюдов, годы труда и странствий: в Саяны, в низовья Енисея, Туву, Игарку, Хакасию, на Таймыр. Ряннель писал строительство гидроэлектростанцией, работал на дрейфующих льдах. Большой раздел выставки посвящен профессиональному и человеческому кругу общения художника. Он так широк, что выставка о художнике превратилась в посвящение целому поколению сибиряков-красноярцев самых разных национальностей, которые жили и работали в крае в середине - второй половине 20 века, часто вопреки обстоятельствам, из-за которых они здесь оказались. Здесь Тойво – свой в кругу книголюбов, геологов и гидростроителей, столбистов и производственников, художников и поэтов.
Особый интерес вызвали самые ранние издания и публикации Тойво Ряннеля: публикация 1946 года в журнале «Сибирские огни» и брошюра 1948 года, посвященные его старшему другу и наставнику, старейшему красноярскому художнику Дмитрию Каратанову, стихи из сборника «Слово земляков» 1948 года. Привлекли внимание посетителей и прекрасно изданные альбомы «Горные кедры», «Сердце Саян», автобиографические книги «Мой черный ангел», «Мой белый свет», «Незваный гость».
Дополняли выставку оцифрованные ранние публикации Тойво Ряннеля, статьи в газетах и журналах о художнике, представленные на моноблоках.
Среди экспонатов – пленэрные этюды 1953-1957 годов, акварельный набросок с уничтоженной автором картины «Паводок - 1979», личные фотографии, вещи и документы, рукописи стихов, предоставленные семьей художника.
Итог презентации выставки ведущая встречи Евгения Андреева подвела стихами дивногорского поэта Кималя Маликова:
Я знаю, придет художник.
Он будет совсем мальчишкой.
Ему никогда не приснится
Коричневый стук сапог.
Ему не вколачивать в рамы
Людей неземные лица,
Ему не кричать «осанна!»
Кровавому слову: Бог.
Я знаю, придет художник.
Он будет совсем мальчишкой.
Он будет писать, как надо, —
Без грязи и без прикрас.
Он, если увидит дождик,
То просто напишет дождик...
А если увидит корни Старых разбитых кедров —
Значит, напишет нас.