В рамках профессиональной программы для библиотек Второй Красноярской ярмарки книжной культуры состоялся круглый стол «Состояние чтения молодежи и проблемы современного книгоиздания и книгораспространения в Красноярском крае». Организатор круглого стола – Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края. Участники:
Малащук Наталья Валерьевна, начальник управления культуры администрации г. Красноярска;
Статейнов Анатолий Петрович, директор издательства «Буква»;
Миханев Артур Петрович, редактор издательства «Платина»;
Дураева Галина Петровна, директор Красноярской краевой юношеской библиотеки;
Правотворова Тамара Владимировна, директор книжного магазина «Русское слово»;
Садырина Татьяна Николаевна, зав. кафедрой русской литературы КГПУ им. В. П. Астафьева;
Липнягова Светлана Геннадьевна, зав. кафедрой зарубежной литературой КГПУ им. В. П. Астафьева;
Варава Борис Николавич, генеральный директор ООО «Нирис»
Ведущая: Савельева Татьяна Лукинична, директор Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Заслуженный работник культуры РФ.
Савельева Т. Л., открывая работу «круглого стола», подчеркнула, что главная проблема чтения в молодежной среде – отсутствие системности, целостности чтения, а, следовательно – качество чтения невысоко. Книгоиздание в России на 95 % сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге, поэтому многие книги либо вообще не доходят до «провинции», либо цена на них вырастает в разы, что делает книги недоступными для молодых, в большинстве своем не очень обеспеченных людей.
Садырина Т. Н. отметила, что необходимо трезво и философски оценивать современную ситуацию в чтении, которая предсказана в антиутопических произведениях. Чтение «на колесах» не может продолжаться постоянно. На филфаке педагогического университета учится читающая молодежь, большинство студентов обдумывают и обсуждают прочитанное. Настораживает содержание некоторых детских и юношеских книг.
Усаченко Ульяна, учащаяся школы «Универс» и Красноярского литературного лицея, заметила, что среди ее одноклассников и друзей читают все. Как правило, выбор книги определяют советы друзей. Молодежь читает классику, причем любимыми становятся не те книги, которые задают читать в школе. Главное в чтении – мотивация, подчеркнула Ульяна.
Сотрудник Краевой детской библиотеки выделила проблемы, с которыми сталкивается библиотека в продвижении чтения в молодежной среде. Во-первых, это отсутствие координации со школами. Работа строится на личных контактах, учителя из-за своей загруженности часто отказываются от того, что предлагает им библиотека. Во-вторых, библиотека не всегда может помочь молодежи в обеспечении учебной литературой по новым предметам из-за ее запаздывания. В-третьих, продвижению чтения может помочь яркая, нестандартная реклама библиотеки, на которую часто не хватает средств.
Синицына О. В., заместитель директора ВГБИЛ, призвала библиотекарей честно ответить на вопрос: чего библиотеки хотят – чтобы молодежь читала или чтобы ходила в библиотеку? Ольга Валентиновна поделилась опытом своей библиотеки, где в начале 1990-х годов был организован детский зал, рассказала, как библиотеки привлекают детей и молодежь к чтению через театральные постановки.
Об опыте Московской областной детской библиотеки рассказала Елена Лерман, руководитель отдела международного сотрудничества этой библиотеки.
Миханев А. П. рассказал о краевом социальном гранте на осуществление издательских проектов «Книжное Красноярье», в рамках которого издается учебная и художественная литература для детей и молодежи. Артур Петрович подчеркнул, что надо сделать чтение модным, и здесь может помочь разработка и принятие краевой программы развития чтения.
Мелентьева Ю. П., доктор пед. наук, профессор Научного центра исследований книжной культуры РАН (Москва), отметила, что в обществе постоянен процент читающих людей. 7-10 % населения читают даже в условиях постоянного дефицита времени и денег. Снижение процента читающего населения страны до определенного уровня угрожает обороноспособности страны. Поэтому в зарубежных странах давно принимаются программы поддержки чтения. В 1996 г. такая программа принята в России, принимаются и региональные подпрограммы. В наше трудное время, заметила Юлия Петровна, чтение становится элитарным занятием, ведь у многих граждан нет возможности купить книгу. В некоторых станах предпринимаются экономические шаги для того, чтобы чтение стало доступным большинству населения. Например, в Финляндии предоставляются скидки для молодежи при покупке дорогостоящей учебной литературы и компьютерной техники. Поэтому и в России необходимо разработать подобные льготы.
Садырина Т. Н. добавила, что скидки нужны также преподавателям и учителям. В Красноярске лишь магазин «Град» предоставляет 3-х процентную скидку для учителей на учебно-методическую литературу. Вузовская же надбавка для преподавателей на покупку методической литературы составляет 150 рублей в месяц.
Синицына О. В. в продолжение темы «модности» чтения рассказала о сети московских кафе издательства ОГИ, где совмещаются недорогая еда и книжный магазин с хорошей литературой. В таких кафе проходят встречи с писателями, беседы, лекции о литературе. Ольга Валентиновна отметила, что интерес к чтению также могут подхлестнуть качественные экранизации. А аудиокниги – зачастую единственный выбор для молодежи в условиях тотальной загруженности и отсутствии времени.
Липнягова С. Г. напомнила об опыте книжного магазина «Москва», где существуют скидки при покупке в ночное время. В Красноярске мог бы быть хотя бы один такой магазин. В красноярских книжных магазинах нет рекламных акций по привлечению молодежи. Светлана Геннадьевна призвала к объединению в этой работе магазинов и вузовских преподавателей.
Малащук Н. В. заметила, что следующий год объявлен годом молодежи. Поэтому возможна разработка программ по взаимодействию бизнеса с книжными магазинами. Вопрос же с льготами на муниципальном и краевом уровне не решить. Необходимо через Государственную Думу зафиксировать такие предложения. Наталья Валерьевна, еще раз подчеркнула, что в чтении очень важна мотивация. Чтобы привлечь внимание молодежи, необходимы нестандартные ходы, смешение жанров, как это получилось в проекте СФУ с постерами работ В. И. Сурикова. Наталья Валерьевна предложила в следующем, юбилейном для края году, в рамках акции «Две столицы», провести ряд мероприятий с участием книжных магазинов, библиотек, депутатов, писателей и издателей из Москвы и Санкт-Петербурга. Библиотеки не должны бояться становиться досуговыми учреждениями, читальные залы необходимо приспособить для тех, кто приходит в библиотеку каждый день и надолго. К изучению чтения молодежи необходимо привлечь социологов и психологов.
Правотворова Т. В. предложила образовательным учреждениям проводить экскурсии и уроки знаний в книжных магазинах. Магазин «Русское слово» предоставляет постоянным покупателям скидку 10 %. Магазин 12 лет готовил передачу о новинках литературы на краевом радио, проводил викторины, в которых участвовали дети и молодежь. Сейчас радиопередача закрылась из-за отсутствия денег, на телевидении минута эфира стоит еще дороже. Проблема информирования о книгах должна быть решена в краевом масштабе, подчеркнула Тамара Владимировна. По финансовой причине магазин не может поставить у себя и диваны, которые просят пенсионеры. Красноярск не готов и к ночным книжным кафе.
Лучше это сделать в библиотеках, - добавил А. П. Статейнов. Он также рассказал, что в подготовке ряда книг широкое участие принимали дети (например, «Топонимика Сибири и Дальнего Востока», «Имена народов Сибири и Дальнего Востока»).
Дураева Г. П. рассказала о 15-летнем опыте Краевой юношеской библиотеки по развитию интеллекта. Более 5 тысяч человек играют в интеллектуальные игры ежегодно. А последние четыре года характеризуются появлением элитарного читателя, со сложными запросами.
Николаевская Алла, директор Центра книги ВГБИЛ, рассказала об общенациональной программе «Читай, губерния!», в которой приняли участие уже 24 региона России.
Ю.П. Мелентьева призвала поддержать предложение о создании Экспертного совета по изданию детских книг при Российской академии образования.
В ходе круглого стола высказались преподаватели вузов, научные работники, библиотекари, издатели, книгораспространители, а также сами молодые читатели. Выступающие были едины в том, что главная проблема чтения молодежи – это качество чтения. Качество чтения снижается из-за плохой информированности о новых книгах, их дороговизне, зачастую отсутствии в библиотеках. Большинство участников подчеркнули, что решить эти проблемы может принятие региональной программы поддержки чтения, которая объединила бы усилия учреждений различных ведомств в продвижении книги и чтения в молодежной среде.