Вход в личный кабинет

Забыли пароль?
Зарегистрироваться?
Войти через госуслуги

Вверх



В отделе гуманитарной литературы открылась выставка, посвященная истории возникновения и возрождения сибирского казачества.

Сибирское казачество образовывалось исключительно распоряжениями правительства, слившего воедино разрозненные кучки городовых и линейных казаков. Но корень сибирского казачества существует со времен Грозного царя Ивана Васильевича, впервые обратившего внимание русской государственной власти на возможность присоединения к Московскому государству огромного и чрезвычайно богатого, еще не изведанного Сибирского края.

В свою очередь толчком к завоевательной сибирской политике Грозного царя послужил знаменитый поход Донского атамана Ермака Тимофеевича, который первым из русских людей отважился проникнуть с ничтожным количеством запасов и храбрых товарищей за таинственные Уральские вершины в заманчивую неверную землю, кишевшею соболем и золотом.

Благодаря таким наклонностям казачьего нрава, сибирские воеводы, бессильные в глухой тайге со своими инертными и лишенными драгоценного чувства личной инициативы стрелецкими гарнизонами, использовали в большей мере потомков Ермаковой дружины в смысле разведки и приобретения в русское подданство новых обширных земель.

Куда только не проникали сибирские казаки, где они только не были? Много раз ходили они небольшими партиями и в Туркестан, и в Китай, и даже в далекий таинственный Тибет.

Сибирское казачье войско — это особое, исторически сложившееся сословно-государственное учреждение Российской империи, существовавшее в XIX-начале XX в. и имевшее собственные территорию, управление, военную организацию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры. Казачье население войска, составлявшее отдельное войсковое сословие, отбывало особую воинскую повинность, в основе которой лежали прежде всего принципы пользования землей за военную службу, а также материального, полного или частичного, самообеспечения при выходе казаков на эту службу.

В 50-70-е гг. XX в. в Советском Союзе о казачестве практически не вспоминали. Власти считали, что казаки полностью слились с другими народами Советского Союза в «единую историческую общность - советский народ». Только ансамбли песни и танца, существовавшие в областях бывших казачьих войск, напоминали о якобы безвозвратно ушедшем в прошлое казачестве.

В 1987-1989 гг. во многих казачьих областях стали возникать различные кружки и общества по изучению истории и культуры казачества, военно-исторические клубы, проходили казачьи фольклорные праздники и фестивали. Наиболее активно процесс возрождения казачества проходил на Дону, в Ростовской и Волгоградской областях, на Кубани, в Краснодарском крае, на Тереке, в Ставрополье и северокавказских республиках, в Приморье. На станичных кругах из числа наиболее уважаемых казаков стали избираться станичные атаманы и правления.

Возрождение казачества на Енисее началось в 90-е годы. В апреле 1991 года прошел Учредительный круг Енисейского войскового казачьего общества (ЕВКО). В его состав вошли потомки как собственно енисейских казаков, так и донских, уральских, оренбургских и других казаков, депортированных в 1920 — 1930-е гг. в Сибирь. Первым войсковым атаманом избирается заслуженный деятель культуры России Н. А. Шульпеков.

На выставке представлены энциклопедические издания, материалы научно-практических конференций, монографии, многотомный издания, исследования ученых - историков, этнографов, филологов, философов, культурологов, юристов по истории возникновения и возрождения казачества на Енисее. Отдельные издания выставки рассматривают вопросы исторического прошлого традиционно-бытовой культуры и современного состояния российского казачества.

Выставка будет работать до 7 июня в читальном зале гуманитарной литературы (2-й этаж).

Тел. для справок: (391) 211-36-47 (Отдел читальных залов), estz@kraslib.ru

Ближайшие события